А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова

Глава 44

Прославление промышления Господня в людях через избранных людей вообще и, в частности, через Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова.

1 Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: 
2 много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века; 
3 это были господствующие в царствах своих и мужи, именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; 
4 они были руководителями народа при совещаниях и в книжном обучении.
5 Мудрые слова были в учении их; они изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию; 
6 люди богатые, одаренные силою, они мирно обитали в жилищах своих.
7 Все они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою.
8 Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их,- и есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали, и сделались как бы небывшими, и дети их после них.
9 Но те были мужи милости, которых праведные дела не забываются; 

9. Мужи милости Божией к ним.

10 в семени их пребывает доброе наследство; потомки их - в заветах; 

10. Потомки их пребывают верными заветам Господним.

11 семя их будет твердо, и дети их - ради них; 

11. Многочисленное долговечное твердое в вере и доброй жизни потомство — награды благочестивых и мудрых родителей.

12 семя их пребудет до века, и слава их не истребится; 
13 тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; 
14 народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу.
15 Енох угодил Господу и был взят на небо,- образ покаяния для всех родов.

15. Проявление чрезвычайного милосердая Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни.

16 Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; 

16. Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.

17 посему сделался остатком на земле, когда был потоп; 
18 с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом.
19 Авраам - великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе; 
20 он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, 
21 и на своей плоти утвердил завет и в испытании оказался верным; 

21. И на своей плоти утвердил знамя завета, т. е. обрезание (см. Быт XVII). Обрезание названо знамением завета Божия с Авраамом и его верным потомством потому, что должно было служить, — с одной стороны, видимым знаком богоизбрания и богообетования; с другой, — обязательным обнаружением в человеке его внутренней готовности к самоограничению во имя требований заповедей Господних.

И в испытании оказался верным, см. Быт XXII.

22 поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы; 
23 обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звезды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли.
24 И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет; 
25 и оно же почило на голове Иакова:
26 Он ущедрил его Своими благословениями, и дал ему в наследие землю, и отделил участки ее, и разделил между двенадцатью коленами.
27 И произвел от него мужа милости, который приобрел любовь в глазах всякой плоти,

27. Поясняется 1 стихом XLV главы.