Толковая Библия Комментарий на книги Ветхого и Нового Заветов

Издание А. П. Лопухина. Том IV, 1907 г.

Толкование на книгу Притчей Соломоновых

Предисловие.

Глава 1. Введение в книгу: писатель ее; цель, общее содержание и основной характер книги. Основное начало мудрости благочестия. Об авторитете родителей в научении благочестию - мудрости. Предостережение от соблазнов со стороны нечестивцев. Увещательная и обличительная проповедь премудрости.

Глава 2. Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. После краткого увещания к вниманию, изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. Только удел добродетели - прочное счастье.

Глава 3. Более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; мудрость, как высочайшее благо. Господь, Премудрый Творец и Промыслитель, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого. Увещание быть милосердым и справедливым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным.

Глава 4. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. Сущность наставлений отца Премудрого - увещание к мудрости с указанием благ ее. Предостережение от уклонений на путь нечестия. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.

Глава 5. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели - супружеской верности и целомудрию вообще. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.

Глава 6. Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. , и в VII-й. Только в ст. 1-19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: Зло необдуманного поручительства. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел распадается на два меньших отдела: увещание к целомудрию, и предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.

Глава 7. Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию мудрости, как оплоту против обольщения женою прелюбодейною. Образ неразумного юноши. Блудница ласками и лукавыми обещаниями прельщает неразумного. Последствия обольщения. Заключительное увещание.

Глава 8. Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. Увещание к следованию учениям и постановлениям Премудрости, в послушании которым заключается жизнь а в противлении - смерть.

Глава 9. Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в образе блудницы.

Глава 10. С гл. X начинаются "Притчи Соломона" о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей.

Глава 11. О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности несправедливости. Против болтливости, пристрастия к клевете, неразумии в советах и легкомысленных поручительств. Различное поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. Против скупости и несострадательности. Прочны лишь плоды благочестия.

Глава 12. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.

Глава 13. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. О благе слова Божия. Увещание к послушанию слову Божию.

Глава 14. О мудрости и глупости вообще. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Глава 15. Против грехов слова. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Глава 16. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. Правда Божия - в отношении к мудрым и к глупым. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Глава 17. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Глава 18. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. О разных видах любви.

Глава 19. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Глава 20. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. Различные увещания к страху Божию и честности.

Глава 21. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. Наставления подобного же нравоучительного содержания. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Глава 22. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. Призыв внимать словам мудрых. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Глава 23. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. От общения с глупыми. Увещание к нравственному воспитанию детей. Предостережение от излишества в пище. От увлечения соблазнами нецеломудрия. От пьянства и его гибельных последствий.

Глава 24. Предостережение от подражания людям нечестивым. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. Против глупости, коварства и под. Увещание защищать приговоренных к смерти. Увещание стремиться к мудрости. Против коварства и злорадства. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

Глава 25. Надписание новой группы притчей. О царях их необходимых качествах и обязанностях. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. Против сварливости и болтливости. О мудрости в слове, верности долготерпении. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. О благотворительности врагам. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч.

Глава 26. Против безумия, его проявлений и следствий. Против лености. Против неумеренной шутливости. Против хитрости, лжи и коварства.

Глава 27. Против самохвальства, ревности и лицемерия. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. О сварливой жене. О проницательности, заботливости; об алчности. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Глава 28. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Глава 29. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям - к серьезному и строгому воспитанию детей. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Глава 30. Надписание. Введение к последующему, с размышлениями о необъятности мироздания, о величии и всемогуществе Божием и о значении и непреложности слова Божия. Молитва приточника к Богу о сохранении его от крайностей в обладании материальными благами и от соблазнов неверия и нечестия; в связи с предыдущим - наставление, запрещающее злословить раба при его господине. Четыре притчи о разных видах нечестия. О ненасытимости разных видов. Вставочное суждение о тяжести треха непочтительности к родителям. Непонятное в мире физическом и человеческом. Нечто трудно переносимое в силу кажущейся неестественности. Малое по видимости и вместе великое по значению. Аналогии царя в царстве животных. Предостережение от высокомерия и гневливости.

Глава 31. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. Похвала добродетельной жене.

Скачать PDF-версию книги PDF (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Том 4. Издание С. Петербург 1907 г.).

Список сотрудников, составивших комментарий на книги Св. Писания, вошедшие в состав IV тома Толковой Библии:

  • Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, Священник Александр Александрович Глаголев.
  • Директор Вольской Учительской Семинарии, кандидат богословия, Василий Михайлович Гавриловский.
  • Магистр богословия Священник Александр Васильевич Петровский.

Примечания

На этом сайте в "HTML"-версии Толковой Библии в качестве источника библейского текста, использован Синодальный перевод.

Если греческий язык отображается неверно, то можете установить шрифт Symbol.