Поддержите сайт: оставьте комментарий и поделитесь страницей. Благодарим сердечно!

04. «Августовское соглашение»

Автор: Борноволоков О.В.


25 июля 1945 года Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов высылает приглашение на встречу Д.И.Пономарчуку, А.И.Бидашу, И.К.Панько и С.И.Вашкевичу. Встреча должна была состояться в Москве с 19 по 24 августа. Прибыть в Москву нужно не позже 18 августа, в получении пропуска содействие окажет уполномоченный по делам религиозных культов.

Согласно планам ВСЕХиБ обсуждение об слиянии ХЕВ и ВСЕХиБ должны были начаться с совместных богослужений при Московской общине по Мало-Вузовскому пер., 3.  Утром в воскресение 19 августа праздновали праздник Преображения Господня, служители от баптистов и пятидесятников собрались вместе, чтобы прославить Господа и попросить благословения на последующую неделю совещаний. Богослужение началось торжественно с духовным подъемом и пением гимна: «Дорогие минуты нам Бог даровал, — мы увидели братьев, сестер» ... Вечером было богослужение с совершением Вечери Господней, что должно было показать единство верующих душ чрез заповедь, установленную самим Христом.

С понедельника 20 августа началась деловая работа по выработке общих требований для двух сторон. Совещание проходило в таком порядке: днем были деловые совещания, а по вечерам проходили богослужебные собрания Московской церкви при участии хора, членов ВСЕХиБ и приезжих служителей.

В беседах приняли участие от 20 до 27 человек. Участниками были следующие служителя: члены ВСЕХиБ — Я. И. Жидков, М.И. Голяев, М.А. Орлов, П.И. Малин и А.И. Карев, как постоянно живущие в Москве, а также члены ВСЕХиБ, приехавшие в Москву - А.Л. Андреев из Киева, Ф.Г. Патковский из Новосибирска и Н.А. Левинданто из Куйбышева. Также служителя из Прибалтики и из Западных областей Белоруссии. Из Эстонской ССР: Липсток, Тярк, Лаке и Нурк; из Латвийской ССР — Лацеклис, Рис, Папелкж, Андреенко и Петров; из Литовской ССР — Апанасенок; из Белорусской ССР прибыли Чечнев, Шатура, Минайло и Алексеев; и от христиан веры евангельской: Панько и Вашкевич из Белоруссии, Пономарчук и Бидаш из Украины, а также брат Иванов И. Г., как постоянный сотрудник ВСЕХиБ в Москве. Из сестер были: А.П. Андреева из Киева и М.Ф. Орлова из Москвы. Все это были руководители церквей.

ВСЕХиБ вместе с СДРК заранее подготовили для встречи с пятидесятниками документ «Соглашение о слиянии», который должен был стать основой объединения или отправной точкой для разработки другого варианта «Соглашения». Начались долгие дискуссии, высказывалось много суждений. Заготовленный образец «Соглашения» не прошел, но на основе его началось обсуждение и полемика. Вопросы решались сложные, дискуссии были не простые. Из-за некоторых проблематичных вопросов, которые были важной частью в практике пятидесятников, сложно было договорится о едином документе, который бы устраивал всех. Не исключалась и заинтересованность третьей стороны, которая также была не гласно представлена на этом совещании в лице своих завербованных секретных сотрудников, согласно воспоминанию А.И. Бидаша.  Во время перерывов между совещаниями, пятидесятники ХЕВ и ХВЕ общались о том, как быть дальше и что ожидать от этого объединения. Волнение больше было у представителей Восточной Украины (ХЕВ). Представители же Белоруссии (ХВЕ) были более спокойны и настроены более позитивно по поводу объединения. Связано это было с тем, что количественно общины пятидесятников в Белоруссии превалировали над баптистским братством. Поэтому при любых формах слияния в Белорусском братстве ХВЕ преимущество было на стороне пятидесятников, что нельзя было сказать о Восточной Украине. В связи с этим, более жесткую позицию по «Соглашению» приняли делегаты ХЕВ. Как вспоминает об этом совещании И.Г. Иванов: «Вначале было, много сужде­ний... Трудно было сначала договориться о таком едином доку­менте, который мог удовлетворять обе стороны. Легче было дого­вориться с пятидесятниками западных областей, которых пред­ставляли на совещаниях И.К.Панько и С.И.Вашкевич, в богослу­жениях которых не практиковалось омовение ног. Но с пятиде­сятниками воронаевского толка было сложнее: они настаивали на сохранении в практике богослужений омовения ног. После долгих бесед и молитв был создан документ — так называемое Августовское соглашение». Помимо встреч обсуждения с руководящими составом ВСЕХиБ, представители ХЕВ и ХВЕ имели встречу с председателем СДРК СССР И.В.Полянским.

К вечеру 22 августа, по всей вероятности, было достигнуто приемлемое содержание соглашения, которое более-менее устраивало бы все стороны. Братский вестник упоминает об этом в следующих словах: «Вопрос о глоссолалии был разрешен в приемлемой для обеих сторон форме, и 24 августа был совершен торжественный акт объединения».

Вечером в Московской общине ЕХБ по адресу Мало-Вузовской пер., 3, под лозунгом единства Христиан веры евангельской с Евангельскими христианами и баптистами было проведено собрание. Руководил богослужением И.Г.Иванов выступали со словом пятидесятнические служителя: Панько, Пономарчук, Бидаш и Вашкевич.

25 августа решались технические вопросы слияния групп церквей. Так из повестки за 25 августа видно, что подымались следующие вопросы:

1. Утвердить окончательный вариант соглашения об объединении.

2. В связи с объединением ХВЕ и ВСЕХиБ выработать до 1 января 1946 года новое наименования объединенного Союза.

3. Ввести старшего пресвитера Д.И.Пономарчука в состав ВСЕХиБ с переездом в Киев для работы с церквями ХВЕ по Украине.

4. Утвердить старшим пресвитером А.И. Бидаша и С.И.Вашкевича для работы с церквями ХВЕ на местах.

5. Назначить И.К.Панько заместителем уполномоченного ВСЕХиБ в Белорусии.

6. Назначить И.Г.Иванова наблюдателем по Западным областям Белоруссии с целью сближения верующих между собой.

В связи объединением церквей воскресенье утром 26 августа было торжественное собрание с преломлением хлеба. 28 августа делегатам от пятидесятнических церквей были выписаны удостоверения Старших пресвитеров, срок действия истекал 31 декабря 1945 года, а 29 августа служителя разъехались по домам.

Продолжение