Жизнь церкви ХЕВ в период 1942-1944 года

Автор: Борноволоков О.В.


Период с ноябрь 1942 года по сентябрь 1943 года был плодотворен. Руководство объединения и служителя церквей ХЕВ активно взялись исполнять поставленные цели и развивать духовную и физическую жизнь Союза. Для того, чтобы зарегистрировать Всеукраинский союз ХЕВ нужно было провести областные или региональные съезды. Эта необходимость была обусловлена тем, что немецкие власти не разрешали провести Всеукраинский собор, поэтому для решения юридической стороны вопроса оформления Союза важно было провести областные съезды.

Бидаш А.И. (1942 г.)

На областных съездах решался вопрос формирования областного управления церквей ХЕВ. На соборе в Пятихатках, который состоялся 1-2 ноября 1942 года было организовано четыре отдела:
• Пятихатский возглавлял А.И.Бидаш;
• Днепропетровский - Д.Ф.Боюн;
• Днепродзержинский – Д.И.Пономарчук;
• Александрийский – Д.Д.Труханов.

За каждым из отделов были закреплены общины, в соответствии с их территориальным расположением. Общины, которые находились в Киевской, Курской, Сумской, Сталинской области, подчинялись на прямую правлению Союза.

Ответственный за проведение съезда в Каменском был Д.И.Пономарчук. Повестка дня была аналогична съезду в Днепропетровске за 1 октября 1942 года. В окружное управление были избраны:
• Председатель – Д.И.Пономарчук;
• Члены правления - Д.И.Жупаненко, Ф.ФЯшник, Ф.Голобородько.

На съезде единогласно подтвердили решение Пятихатского собора в отношении необходимости формирования Всеукраинского союза ХЕВ с выдвинутыми в его состав кандидатурами. Также был рассмотрен проект устава, некоторые пункты были изъяты: «О изобразительном искусстве» и «Об отношении Епископальной церкви ХЕВ к государственной власти». Против этих пунктов выступил пресвитер Днепропетровской церкви Д.Ф.Боюн и некоторые братья, которые его поддержали.

Следующий окружной съезд состоялся 20 июня в Александрии Кировоградской области. Ответственным за проведение съезда был назначен Труханов Демьян Данилович. Съезд проходил по той же программе, как в Днепропетровске и Днепродзержинске, председателем окружного управления выбрали Д.Д.Труханова.

Кузьменко В.Н. (1942 г.)

Организовать съезд в Николаеве не удалось в связи с тем, что местный гебитскомиссар не разрешил проведения съезда. Возможность легального существования общин ХЕВ в Николаевском округе оккупационные власти разрешили только на условиях объединения церквей ЕХБ с ХЕВ. Поэтому руководство Союза ХЕВ выезжало в Николаевский округ для проведения переговоров с церквями Евангельских христиан. Но в связи с разногласием в вопросе - кто же будет во главе общин пятидесятник или евангельский пресвитер - объединение не состоялось. Гебитскомиссариат настаивал, чтобы во главе общины был представитель евангельских христиан. За отказ объединения общин были арестованы гестапо местные служителя ХЕВ Федор Шерстюк и Иван Лучинец. Освободили их уже тогда, когда части Красной армии вошли в Одессу в апреле 1944 года.

Помимо окружных съездов были проведены районные совещания церквей с участием правления Союза: по три совещания в Днепропетровске и Пятихатках, два в Каменском. На совещаниях решались вопросы, связанные с различными вероучениями, которые появились в округе, а также вопросы, связанные с реализацией решений Собора, поставленных на 1942-1943 год перед поместными церквями; рассматривались практические моменты в служении и религиозной жизни, планировались выезды отдельных членов коллегии в регионы Криворожья, Никополя, Запорожья и других южных районов, т.к. в вышеназванных местах появилось учение пятидесятников-единствеников (проповедник Фомичев проникал в группы церквей ХЕВ и создавал раскол своими проповедями, из раскольничьих общин формировал церкви, которые входили в объединения «Церковь-Христа Спасителя». Из-за недостатка духовного образования и не имея прописанных принципов веры, общины переживали расколы и деления).

На протяжении года было организовано 152 церкви с общей численностью до 6600 членов. Помимо этого, образовались церковные группы, которые еще не получили регистрации и в них насчитывалось до 400 членов. Был сформирован устав членами епископальной коллегии. За основу был взят устав Всеукраинского союза ХЕВ, разработанный И.Е.Воронаевым. В этот устав внесли поправки, некоторые изменения и дополнения, которые соответствовали проблематике того времени. Помимо устава стоял острый вопрос вероучения, в разработке которого назначили ответственным Афанасия Ивановича Бидаша.

Пономарчук Д.И. (1942 г.)

Очередной съезд был назначен на 1-2 сентября 1943 года в городе Каменском. Этот съезд, как и съезд в ноябре 1942 года в Пятихатках, отличался от окружных съездов, хотя по документам для правительства он числился областным: «Днепропетровский областной собор епископов и пресвитеров Епископальной церкви Христиан Евангельской веры». Это был второй Всеукраинский съезд церкви в период оккупации. К этому были все предпосылки и вопросы, которые решались на этом съезде затрагивали жизнь всех церквей Союза ХЕВ. На съезде присутствовали тайно прибывшие делегаты со всех регионов. Так, кроме представителей Днепропетровского округа, на съезде присутствовали делегаты с Пятихатского, Криворожского, Запорожского, Никопольского, Кременчугского, Киевского округов или, как отмечено в протоколе, епархий.

Собор был открыт молитвой благословения и чтением Священного Писания из книги Исаия 9:6. После молитвы Собор был объявлен открытым. Была избрана мандатная комиссия в составе двух человек, братьев Г.А.Журавель и Ф.П.Шокало. На Собор прибыло 58 делегатов с правом голоса и 5 гостей. В состав президиума Собора вошло 9 человек:
• Г.Г.Понурко – председатель;
• Д.И.Пономарчук – 1-й заместитель;
• Ф.П.Шокало – 2-й заместитель;
• И.А.Поддубный и П.П.Кобзарь – секретари;
• Ф.С.Санжеровский, А.И.Бидаш, Ф.А.Голобородько, Г.Ф.Крешталь - заседатели.

Программа Собора состояла из 13 пунктов: доклады, избрания епископов и благовестников, утверждение устава о единообразии религиозных треб и финансовой составляющей Союза.

Понурко Г.Г. (1942 г.)

Председатель Союза выступил с докладом, в котором описал достижения и упущенные моменты в работе объединения за 1942-1943 год. Была приведена подробная статистика церквей в Союзе, восстановленных и вновь открывшихся общин, озвучено количество рукоположенных пресвитеров, дьяконов и благовестников. Составлен устав и вероучение, в основе которых были заложены разработки Всеукраинского союза 20-х годов. Сформированы округи Союза ХЕВ по Украине. Дана подробная статистика финансового движения средств. Также отмечалось о невыполненных намеченных задачах, таких как проведение регентских и проповеднических курсов; невозможность поездки в Киевский и Винницкий регион и выстраивание братских отношений с другими евангельским вероисповеданиями. Причиной этого послужила тяжелая обстановка, недостаточная связь с церквями и нехватка работников в Союзе.

После председателя выступали с докладами окружные епископа и пресвитеры. Было отмечено, что из-за недостатка грамотных служителей общины переживают расколы и разделения, увлекаясь чуждым учением. Не хватает работников на ниве Божией. Но тем не менее, церковь растет и умножается. Появляются новые общины и молитвенные группы в разных регионах страны.

После докладов с мест, собор перешел к избранию новых благовестников и епископов, были избраны на служение благовестников следующие братья:
• А.Игнатенко – проповедник Каменской общины;
• Н.Кобылянский – пресвитер Животиловской церкви;
• К.Капинус – дьякон Пятихатской церкви.

На епископское служение посвятили:
• Ф.П.Шокало – союзный благовестник,
• А.И.Бидаш – пресвитер Пятихатской церкви,
• Х.И. Петух – пресвитер Пушкаревской церкви,
• Н.В.Кузьменко – пресвитер Кировоградской церкви.

После распределения епископского служения по регионам, собор подошёл к рассмотрению устава. Устав приняли с некоторыми изменениями. Решение Пятихатского собора за 1-2 ноября утвердить, членов коллегии руководства Союза одобрить. Регентские и проповеднические курсы или семинары провести. Закрыл Собор епископ Ф.П.Шокало, прочитав Псалом 118:57-58, призвав участников к молитве и благословению на следующий год служения Союза.

Шокало Ф.П. (1942 г.)

В 20-х числах октября 1943 года Красная армия начинает освобождение Днепропетровской области, что привело к сложностям в работе объединения в 1943 и 1944 годах. 19 октября 1943 года освобожден город Пятихатки. 25 октября был освобожден Днепропетровск. 22 февраля 1944 года освобожден Кривой Рог. При активных военных действиях работа Союза приостановилась.

В авральном порядке 22 ноября 1943 года собирается «Сбор членов Днепропетровской церкви» с участием коллегии управления Союза. Цель внеочередного съезда пересмотреть и исправить отдельные положения, которые были введены в период оккупации и адаптировать их к военной советской действительности.

Собрание было открыто докладом Главы правления Союза ХЕВ Г.Г. Понурко. Основная тема выступления - отношение членов церквей ХЕВ к Советской власти и воинской повинности. Речь председателя основывалась на постановлениях Всеукраинских съездов за 1926 и 1927 год. Из доклада выяснилось, что наблюдаются случаи среди отдельных христиан, которые ссылаясь на свои религиозные убеждения, отказываются служить в Красной Армии. Клеймя их позором и праведным гневом, Гаврил Гаврилович Понурко, цитируя протоколы, говорит: «отказ от участия в рядах Красной Армии ничем не обоснован и является нарушением Евангельского учения и постановлений съездов церквей нашего братства». Все понимали, что эти слова были сказаны для власти и не более. Принцип, что каждый сам выбирает свой долг, согласно своей совести и Евангелию, был сформирован еще во время съездов 1926-1927 года. Сам Воронаев в частных беседах говорил следующее (воспоминание И.И. Лучинца): «В беседе со мной Воронаев разъяснял, что военная служба признана только формально под нажимом власти, иначе мы поступить не могли, потому что Союз был бы ликвидирован». Об этом упоминает другой благовестник ХЕВ, С.С. Клочков: «Относительно военного вопроса, Воронаев был против военной службы и в личных беседах советовал не брать в руки оружие. Разъяснения после съезда на местах давались совершенно противоположные решению съезда».

Заседания правления ЕЦХЕВУ (1994 г.)

С того момента, когда Воронаев оказался в непростых обстоятельствах и должен был маневрировать между трех огней: сохранить церковь от уничтожения коммунистическим режимом, сберечь отношения с Генеральным Советом Ассамблеи и Славянскими церквями в Америке, вопреки противодействию правительства, и убедить рабоче-крестьянскую власть в лояльном отношении к ней для возможного дальнейшего развития церквей ХЕВ. Поэтому была выработана формула выживания: «то, что заявляется на съездах под нажимом Советской власти, не есть принципы нашей веры - это способ выживания». Перед съездом, на котором решался «военный вопрос», И.Е.Воронаева и В.С. Павлова вызвали в ОГПУ Харькова (с 1919 до 1934 года столица Советской Украины). На этой встрече был поставлен ультиматум: или он проводит резолюцию о воинской службе и об отношении к советской власти (она была составлена заранее, в стенах Харьковского ГПУ) или Воронаев и Павлов будут арестованы, а Союз ХЕВ полностью ликвидирован. Для контроля ситуации на съезде будут представители Одесского ГПУ.

После приезда из Харькова в Одессу, Иван Ефимович на квартире собирает лидерский состав, которому и было разъяснена обстановка. К сожалению, этого не могли понять зарубежные партнеры, которые толкали своими указаниями и претензиями церкви ХЕВ к «голгофе» 1929-1930 года. Все письма, которые шли из-за рубежа, жестко контролировались и перечитывались сотрудниками ОГПУ, как и ответы на эти письма со стороны Союза ХЕВ. Переписка имела больше догматический и умеренный характер, но интерпретация писем Советской властью была крайне негативна и рассматривалась только с политической и контрреволюционной стороны. Поэтому в конце 1929 года Воронаев отказался писать отчеты и письма в Америку.

Собор ЕЦХЕВУ (1942 г.)

В 1943 году Гаврил Гаврилович Понурко, председатель Союза ХЕВ, а также члены правления Союза оказались в аналогичных обстоятельствах. Для сохранения объединения и жизни людей нужно было принимать постановления, с которыми они внутренне были не согласны.

Решение съезда включали в себя следующие вопросы:

1. Искренне относится к существующей Советской власти и полностью поддерживать ее на основе Писания и устава Союза ХЕВ: «Церковь Христиан Евангельской веры на основании учения Евангелия признает, что нет власти не от Бога, существующие власти Богом установлены и им надлежит повиноваться согласно Посланию к Римлянам 3:1-7.

2. Не допускать агитации против военной службы.

3. Признавать военную обязанность в СССР за оброк, то есть служба в армии есть необходимым долгом Христиан Евангельской веры.

4. Организовать проведение «Дня помощи раненым бойцам Красной армии», что включало как финансовую, так и материальную помощь.

Желание Правления ХЕВ показать свое лояльное отношения к Советской власти не было взято во внимание. Даже тот факт, что многие члены пятидесятнических церквей после возвращения Советской власти были мобилизованы в Красную армию (среди них были как простые члены общины, так и пресвитера, которые занимали высокий пост в Союзе) не поменял отношение власти к ХЕВ. Сотрудничество пятидесятников с оккупантами во время войны вызвало недовольство и неприятие Советской власти. НКВД и НКГБ по линии «церковников и сектантов» начинают активно проводить оперативную работу по выявлению среди пресвитеров и членов общин, личностей, которые сотрудничали с оккупационной властью.

Собор ЕЦХЕВУ (1943 г.)

9 мая 1944 года на беседу с товарищем И.П.Сергиенко, уполномоченным от Совета Русской православной церкви при Совнаркоме, вызывают председателя правления и его заместителя - епископов Г.Г.Понурко и Д.И.Пономарчука. Уполномоченный сообщил о том, что Союз ХЕВ должен быть ликвидирован до 19 мая 1944 года. Печать и штамп Днепропетровского областного управления должен быть сдан в органы НКВД, все дела объединения и Всеукраинского Союза ХЕВ ликвидированы. Печати и штампа Всеукраинского Союза не было, так как оккупационные власти не дали возможность официально организовать Всеукраинский Союз. Со служителей была взята расписка о том, что с требованием Советской власти они были ознакомлены. На следующий день, 10 мая 1944 года, состоялся последний Всеукраинский и областной съезд. Присутствовали на съезде: председатель правления епископ Г.Г. Понурко; заместитель председателя епископ Д.И. Пономарчук; члены правления: епископ А.И. Бидаш и пресвитер И.А. Подубный. Секретарем избрали А.И. Корсун. Протокол писался от руки в двух экземплярах, для уполномоченного и для церкви ХЕВ. Повестка дня состояла из двух вопросов: роспуск Всеукраинского и областного Днепропетровского Союза, сдача штампов и печатей и полная ликвидация всех дел правления области и Всеукраинского Союза ХЕВ не позже 19-го мая 1944 года.

Молитвенный дом Днепродзержинской общины ХЕВ (1947 г.)

Съезд постановил составить акт ликвидации Союза, в котором говорилось: «Правление Союза церквей ХЕВ прекращает полностью свою организационную работу, как во Всеукраинском, так и в областном Днепропетровском масштабах. Уволить всех членов правления Союза до 15 мая. Сдать печать и штамп Днепропетровского областного Союза. Частично произвести финансовый расчет со всеми работниками Союза ввиду отсутствия средств в кассе». На момент ликвидации Союза денег в кассу от добровольных пожертвований не поступало, в связи со сложным финансовым положением людей на освобождённых территориях. Также на съезде был избран представитель от объединения, чтобы решать перед государством вопрос о легализации церквей, епископ Д.И.Пономарчук. В ближайшее время он должен был выехать в Киев, а потом и в Москву. Богослужения в церквях на тот период времени не прекращались. По словам уполномоченного И.П.Сергеева, права местных общин на богослужение остаются незыблемыми, но вся работа Союза должна была быть приостановлена.

Протокол собрания Днепропетровской церкви (1943 г.)

После ликвидации Всеукраинского союза ХЕВ, большая часть служителей и церквей, имея опыт 30-х годов, ушла в подполье на нелегальное положение. Лозунг, который стал центральным призывом для церквей той эпохи: «От города к городу, от села к селу, от человека к человеку». Вспомнились и слова, которые говорил Иван Ефимович Воронаев перед своим арестом, подготавливая церковь с мая 1929 года к гонениям и переходу на нелегальное положение: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет сын Человеческий. Гонения для верующих предсказаны. Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить. Так гнали и пророков, бывших прежде». Особенно активно этот призыв реализовывался в Сталинской (Донецкой), Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Одесской области, были организованы нелегально воскресные школы, курсы для проповедников, образовывались новые общины. Это не оставалось не замеченным со стороны власти, стремившейся во чтобы то ни стало контролировать религиозные течения, которые сильно умножились за годы войны. Для осуществления контроля и регуляции отношений государства с церквями и религиозными организациями 19 мая 1944 года формируется «Совет по делам религиозных культов» при Совете Министров СССР (СДРК). Основной задачей которого является централизация культов и осуществление связи между правительством и руководителями религиозных объединений.

Продолжение следует