1. Церковь ХЕВ во время войны:
Автор: Борноволоков О.В.
А. Восстановление церкви ХЕВ
Антирелигиозная политика Советской власти до ноября 1939 года сильно ослабила церковь. Религиозные организации находились на грани исчезновения. Только во время «Большого террора» с 1936 по 1938 год в Украине было репрессировано 6500 служителей. Ситуация в стране меняется во время немецкой оккупации.
После оккупации Днепропетровской области немецкими войсками в августе 1941 года была возобновлена работа культовых православных сооружений, некоторые храмы были отреставрированы силами властей. Протестантским общинам также дали возможность беспрепятственно открывать свои молитвенные собрания. Евангельские общины и молитвенные группы, которые находились с 30-х годов в подполье, теперь осторожно начали возобновлять свою деятельность. Оккупационным властям, как правило, они не доверяли и относились настороженно, но на разрешение свободно собираться отреагировали положительно.
С приходом оккупационной власти в город Пятихатки группа неравнодушных верующих возревновала восстановить Пятихатскую церковь ХЕВ. В эту инициативную группу входили: Афанасий Иванович Бидаш (бывший пресвитер собрания), Иван Тимофеевич Журавель (член общины), Порфирий Васильевич Настека (бывший дьякон) и Каленик Николаевич Капинус (бывший проповедник). Вышеназванные личности, как каждый в отдельности, так и все вместе, неоднократно начали обращаться с просьбой о восстановлении церкви к Гавриле Гавриловичу Понурко. По началу Г.Г.Понурко от участия в организации и деятельности собрания отказался. Инициативная группа решила самостоятельно восстановить общину. Начали собираться на молитвенную группу в квартире Афанасия Бидаша и приглашать всех желающих. Спустя некоторое время для организационной работы по восстановлению церкви районное управление оккупационной власти предложило Афанасию Ивановичу подобрать здание для молитвенного дома. В качестве помещения была использована бывшая сапожная мастерская союза кустарей, на размещение в которой оккупационная власть дала разрешение. Инициативная группа занялась ремонтом помещения и, в процессе всех этих событий, к ним присоединился Г.Г.Понурко. После ремонта молитвенного дома община избрала пресвитером бывшего руководителя церкви А.И.Бидаша, а на дьяконское служение были назначены Порфирий Настека и Каленик Капинус. Восстановление Пятихатской общины подтолкнуло лидеров в декабре 1941 года открыть собрания ХЕВ в селах – Желтом, Шварце, Лозоватке. В свою очередь восстановленные собрания распространили деятельность и на другие села.
В январе 1942 года Гаврил Гаврилович Понурко выезжает в Днепропетровск и Днепродзержинск, где уже начали самостоятельно функционировать церкви ХЕВ. В Днепропетровске вместе с пастором местной церкви Боюном Дмитрием Фомичем имел встречу с генерал-комиссариатом Публихом по поводу регистрации общины ХЕВ в Днепропетровске. После этого выехал в Днепродзержинск, где имел встречу с Пономарчуком Дмитрием Ивановичем - пастором Днепродзержинской общины. Информация о возобновлении Союза ХЕВ распространилась по регионам. На встречу с Понурко выезжают Кузьменко Николай Васильевич с Кировограда, Труханов Демьян Данилович с Александрии. Ближе ко второй половине 1942 года уже функционировало значительное количество церквей. Согласно советским данным на 1941-1942 год только по Днепропетровской области насчитывалось около 14 общин. Стал вопрос о необходимости централизованного руководства церквями ХЕВ. После совещания в Пятихатках, на котором присутствовали Г.Г. Понурко, А.И. Бидаш, Н.В.Кузьменко, Д.Д.Труханов, все бывшие служители Воронаевского объединения 20-х-30-х годов, было решено созвать съезд, на котором планировали избрать руководящий состав церквей. Съезд был назначен на 1 ноября.
Помимо общего съезда были запланированы региональные съезды или совещания. Так, Первый областной съезд по Днепропетровской области был проведен 2 октября 1942 года, накануне общего Собора церквей. На этом съезде присутствовали делегаты от общин Днепропетровского гебитскомиссариата. Организовывал этот съезд Боюн Дмитрий Фомич. Съезд носил в основном организационный характер для формирования работы среди общин этого региона. Было выбрано областное руководство, возглавил региональное объединение Д.Ф. Боюн.
Б. Первый съезд церквей ХЕВ в период Великой Отечественной войны.
К ноябрю 1942 года в Пятихатский гебитскомиссариат было подано заявление, написанное Г.Г.Понурко, в котором он просил о проведении съезда для восстановления Союза церквей ХЕВ.
Разрешение было получено с некоторыми ограничениями. Первое - на съезде не должны подыматься политические вопросы; второе - участвовать в этом мероприятии могли представители церквей, которые относились только к Днепропетровской области, остальные общины должны были формировать свои съезды по своим областям и регионам. Если с первым вопросом проблем не было, то второе требование создавало определённые технические трудности.
1 ноября 1942 года в 14:00 состоялся съезд ХЕВ в городе Пятихатки, Днепропетровской области. Приехали на съезд 31 делегат и 4 гостя (представители церквей ХЕВ из других областей).
Заседание открыл старший пресвитер Пятихатской общины Г.Г.Понурко. Прочитав текст Священного Писания из книги Псалмов 66:2-6, он предложил вознести благодарственную молитву Богу и просить Его о ниспослании мудрости на собравшихся участников съезда. После молитвы пропели псалом «Господь, пребудь Ты с нами». Понурко Г.Г. объявил собор открытым. В начале заседания собора избрали мандатную комиссию для проверки полномочий делегатов братьев: Ф.П. Шокало и И.А.Поддубного. После оглашения списков делегатов был назначен президиум ведения собора в составе 6 человек. Председателем съезда был избран Г.Г.Понурко, двумя его заместителями Д.И.Пономарчук и Д.Д.Труханов, секретарем избрали И.А.Поддубного, заместителем секретаря - Ф.П.Шокало и членом президиума - С.П.Гуляева. После избрания коллегии, была озвучена программа съезда из 18 пунктов, которые планировалось рассмотреть. Все они касались жизнедеятельности церквей ХЕВ. В первых двух пунктах был доклад председателя и доклады служителей. Третий касался вопроса организации областного управления или восстановления Всеукраинского союза ХЕВ. Четвертый - о правах и обязанностях управления Союза. Пятый - финансовое и материальное обеспечение Союза. С шестого по шестнадцатый пункт - развитие объединения: формирование и воспитание проповедников и благовестников, создание при церквях кружков молодежи, детских воскресных школ, женских кружков, регентских курсов. Семнадцатый - о рукоположении. Последний пункт касался запрета на обсуждение политических вопросов.
Первый доклад был сделан председателем собора. Тема доклада касалась состояния церкви ХЕВ за последние 13 лет. Из доклада выяснилось, что бывший Всеукраинский союз к 1930 году имел до 35 000 членов, тысячи кандидатов, десятки сотен церквей и приходов, которые были распространены в Украине, Крыму, Кавказе, Сибири и других регионах СССР, но с 1929 года Союз начал постепенно прекращать свою деятельность в силу не зависимых от руководства причин. В 1930 объединение церквей ХЕВ было ликвидировано окончательно. Председатель и часть членов правления бывшего Союза выбыли из строя.
За этот период (с 1929 по 1942 год) многие церкви прекратили свое существование. На 1 ноября 1942 года общее количество церквей ХЕВ составило до 200 общин с численностью до 5000 человек. В связи с этим за 13 лет накопилось множество религиозных и практических вопросов, которые должны были регламентировать деятельность общин ХЕВ.
Доклады с мест большей частью звучали об «оставленности и осиротелости» общин, нехватке служителей, проповедников. Не имея единого центра, общины не развивались полноценно, в то же время в них происходило большое духовное пробуждение, у людей была жажда по Богу, этому благоприятствовала поддержка со стороны оккупационной власти, которая обеспечивала общины помещениями для религиозных треб, освобождала служителей от трудоповинности.
В вопросе создать областной центр ХЕВ или восстановить бывший Всеукраинский союз, собор стал на позицию восстановления, а не организации нового объединения. Решение собора звучит следующим образом: «Восстановить ранее существовавший орган Всеукраинского союза ХЕВ, переименовав данное религиозное объединение под названием «Епископальная церковь Христиан Евангельской веры» и ее управленческий орган под названием «Епископальная коллегия Епископальной церкви Христиан Евангельской веры на Украине», учредив центр в городе Пятихатки».
В коллегию должны были войти старые сотрудники Всеукраинского союза, который существовал при Воронаеве Иване Ефимовиче. В связи с этим были избраны в вышеназванный орган следующие служителя: Г.Г.Понурко – председатель; Д.И.Пономарчук – заместитель; С.П. Гуляев, Д.Ф.Боюн, Д.Д.Труханов – члены коллегии; И.А.Поддубный – секретарь и И.Т.Журавель – казначей. Также в состав коллегии вошли пресвитера общин: А.И.Бидаш, И.И.Лучинец, Т.Л.Бесараб, Ф.П.Шокало, Д.А.Трюхан, П.А.Лаврик. Общее количество человек в коллегии должно было состоять из 13 служителей.
Съезд длился до вечера 2 ноября. Рассматривалось множество вопросов от благовестия и миссионерской деятельности до материальных средств объединения и евангелизационной литературы. Были избраны лидеры молодежи, которые должны были организовывать молодежные служения по церквям, ответственные за сестринское и братское общение. Поставлена цель организовать библейские курсы для проповедников, провести окружные съезды по регионам и ознакомить с постановлениями Собора; к следующему собору подготовить устав и вероучение объединения, выработать на основе Слова Божьего однообразные правила для совершения всех религиозных обрядов и распространить по церквям объединения. В вопросах рукоположения собор занял жесткую позицию - не рукоположенный служитель не имеет право совершать религиозные требы как таковые: хлебопреломление, крещение, бракосочитание и погребение. Оперделить на епископское служение с правом рукоположения брата Д.Д.Труханова.
В заключении было прочитано председателем место Писания из 1 Коринфянам 4:1-2, произнесена пламенная молитва благословения на восстановленный союз, пропет псалом «За евангельскую веру», после которого собор был завершён, служители разъехались по домам.