На основании Писания мы понимаем, что истинное отечество человека не в этой жизни. Но наше жительство на небесах зависит от нашего жительства здесь, на земле, и особенно от того, как мы исполняли Божье призвание в нашей жизни.
Мы не должны просто ожидать Царства Божьего, ничего не делая, но обязаны служить Богу через служение людям. Смысл жизни каждого: «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Ближний – это прежде всего тот, кто рядом с нами, то есть наша семья, соседи, народ.
Христианин призван Богом любить свой собственный народ. Любовь к своему народу называется патриотизмом. Это слово происходит от латинского «патриа», что означает «отечество». Не нужно путать патриотизм с национализмом (возвышение своего народа над другими), или с шовинизмом (ненависть к другим народам), или с расизмом (презрение к другим расам). Патриотизм – это благородная любовь к своей стране и ко всему, что ее составляет: к народу, его культуре, истории и т.д.
Книги Священного Писания полны примеров настоящего патриотизма, как, например, ветхозаветный герой Неемия. Он посвящает свою карьеру, свои богатства и даже рискует жизнью ради восстановления родной страны. Христианин призван отождествлять себя со своим народом и брать ответственность за свою страну, трудиться для блага своего народа, бороться со всякой тьмой, которая пытается помешать осуществлению Божьего предназначения для его народа.
Рассмотрим некоторые явления социальной жизни и отношение к ним Церкви:
1. Отношение к политике
Мы должны понимать, что Бог определил для Церкви особую и значимую роль в обществе – быть «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15), являть и утверждать власть Царства Божьего. Но неверно считать, что эта власть будет установлена на земле путем политических преобразований: через христианского президента, парламент, принятие соответствующих законов. Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего…» (Ин. 18:36). Мы верим, что духовное возрождение и оздоровление общества достигается не путем насилия, совершения революций или создания политических партий, а провозглашением Евангелия и действием Духа Святого.
Церковь сама по себе должна находиться вне политики, но это не означает, что верующие люди отделены от жизни общества и участия в политической деятельности. Мы признаем, что христианство не противоречит достойной и активной гражданской позиции, –напротив, они неотделимы, и истинный христианин – это самый лучший и преданный гражданин своей страны.
Функция любого государства – защита жизни каждого гражданина, его свободы и права частной собственности; принятие справедливых законов и обеспечение правосудия для всех. Это Богом установленные принципы, и мы, как церковь, призваны молиться и отстаивать их так, чтобы земные власти и начальства всякого уровня руководствовались именно этими принципами. Будем помнить, что «сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Пр. 21:1). Самые главные решения рождаются и принимаются не в резиденциях земных правителей, а перед престолом Божьим!
В Библии есть примеры того, как верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для всей страны (Иосиф, Даниил). Поэтому и христианам, занимающим ответственные должности в государственных учреждениях или избранным в представительные органы власти, должно использовать свои христианские убеждения и таланты для блага всего общества.
Помимо этого, участвуя в политической жизни своей страны через голосование во время выборов и референдумов, каждый христианин молитвенно принимает решение, за кого и за что голосовать, стремясь к тому выбору, который будет содействовать утверждению справедливости, развитию свободы и распространению Евангелия Иисуса Христа.
Священнослужитель не может быть членом политической партии, так как он служит людям различных взглядов и мнений. Христиане не вступают в политические организации прокоммунистического направления.
2. Отношение к клонированию человека
Попытки искусственного создания человека мы считаем недопустимыми. Подобные деяния противоречат действиям Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования.
3. Отношение к экстракорпоральному оплодотворению и суррогатному материнству
Нужно помнить, что в конечном итоге только Бог «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9). Поэтому прежде всего супруги в молитве должны обращаться к Господу, Который силен помочь.
Мы выступает против тех вариантов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка помимо «социальных» еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо.
Не допускаются варианты ЭКО, при которых может быть получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: нравственно недопустимыми являются все виды экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Уничтожение эмбриона является фактическим убийством человека. Необходимо обратить внимание на то, что любое использование репродуктивных методов вне контекста законной семьи является формой противления принципам брака, которые установил Бог.
Как исключение, к допустимым методам преодоления бесплодия можно отнести искусственное оплодотворение половыми клетками мужа яйцеклетки его жены при условии, что она же будет вынашивать ребенка и что будет исключено создание большего, чем требуется, количества эмбрионов. При этом редукция при многоплодной беременности должна быть исключена.
В качестве частичного решения проблемы рекомендуем бездетным парам усыновлять детей, которые остались без родителей или от которых родители отказались.
4. Отношение к проблеме сиротства
Господь повелел родителям заботиться о своих детях, однако в современном обществе растет число сирот. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам (болезни, катастрофы и т.п.), но особенно тревожит рост социального сиротства – очень много детей, чьи отцы и матери лишены родительских прав.
Следуя библейским принципам любви и заботы о ближнем, мы считаем необходимым проявлять заботу о сиротах. Это может выражаться в различной помощи детским домам и домам ребенка, организации праздничных программ, благотворительных акциях, а также в личной заботе, по мере возможности, о конкретном ребенке.
Мы поощряем тех христиан, кто открывает свои дома для сирот, становясь их опекунами или приемными родителями.
5. Отношение к переливанию крови и пересадке органов
Относясь с уважением к телу человека, мы, однако, не придаем такого значения его физическим элементам, при котором считали бы душу человека настолько связанной с любым из них, что пересадка органов или переливание крови нарушило бы целостность личности человека и замысел Божий о нем. В этом смысле и донорская пересадка органов в том случае, когда она ведет ко благу и спасению больного, и переливание крови, без которого огромное количество людей просто не было бы спасено, является делом, угодным Богу в самом непосредственном и высоком смысле этого слова.
Человек, который отдает свою кровь ради блага другого, поступает в соответствии с заповедью Спасителя о любви к ближнему. Не является грехом использование донорской крови вне зависимости от того, кто ее сдавал (христианин или нет). Это относится и к использованию органов от живого или умершего донора.
6. Отношение к эвтаназии
Термин «эвтаназия», что переводится как «легкая смерть», подразумевает всякое действие или, наоборот, бездействие, которое по своей сути или намерению приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания. Существует два вида эвтаназии:
- пассивная эвтаназия представляет собой прекращение подачи питания или отключение систем, поддерживающих жизнь безнадежно больного человека.
- активная эвтаназия – это прекращение жизни человека с целью освобождения его от страданий путем введения ему яда или другими методами.
Мы, как христиане, осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Смерть является естественным, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.
Исходя из учения Библии, прекращение жизни по просьбе страдающего нельзя определить иначе как самоубийство. В случае, если эвтаназия совершается по настоянию родственников или лечащего врача, это можно рассматривать как убийство.
Человек должен дорожить жизнью как даром Божьим и может использовать достижения медицины для ее продления.
Доводы о бессмысленности страданий не всегда основательны, так как нередко именно они побуждают умирающего к покаянию, сопровождаются душевным просветлением, пробуждают желание примириться с Богом и ближними. Только Бог, дарующий человеку жизнь, имеет право забрать ее в тот момент, в который Он сочтет нужным. Мы, как христиане, обязаны заботиться о наших ближних, стариках или безнадежно больных, до последнего их вздоха.
Если не происходит облегчения длительных страданий физически больного христианина, мы считаем возможной молитву о том, чтобы Господь забрал его к Себе.
7. Отношение к наказанию за преступления
В Библии мы видим, что воля Божья заключается в том, «чтобы каждый отвратился…от насилия» (Ион. 3:8).
Преступники не должны чувствовать себя безнаказанными. Государственные (в том числе правоохранительные) органы призваны способствовать укреплению законности и гарантировать, насколько это возможно, неотвратимость справедливого возмездия: «беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис. 3:11).
Государство должно стремиться к максимальной справедливости и законности выносимых приговоров, поскольку Господь Бог через Библию говорит: «Я, Господь, люблю правосу¬дие…» (Ис. 61:8).
Вместе с тем наказание не всегда приводит человека к раскаянию. Он может совершать преступления вновь и вновь. Сдерживающим фактором является применение в особых случаях высшей меры наказания. Церковь христиан веры евангельской не приветствует применение смертной казни в качестве такой меры, так как она не дает преступнику возможность измениться, раскаявшись в своих грехах и примирившись с Богом. Кроме того, возможны случаи, когда данная мера наказания может применяться к невиновному человеку (например из-за следственной ошибки).
8. Отношение к воинской службе и самозащите
Прежде всего мы выступаем против насилия, агрессии и неоправданного применения силы независимо от того, против кого и в каких ситуациях она применяется, особенно с использованием армии: «… ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52).
Вопрос принятия воинской присяги решается лично каждым христианином с учетом миролюбивой позиции Церкви и конституционного права граждан на альтернативную службу.
Вместе с тем, пока на земле существует зло, необходимы милиция и армия для поддержания порядка и мира. Для христиан, чей род деятельности связан со службой в армии или в органах правопорядка, Библия говорит о том, что они не обязаны оставлять эту службу, но поступать справедливо, быть миротворцами, защищая законопослушных граждан и свой народ. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите…» (Лк. 3:14).
Христианин имеет право на самозащиту, защиту своих близких и имущества. Действия, предпринимаемые в таких случаях, должны быть адекватными существующей угрозе. Не должно быть места мщению.
Любой несправедливости можно противиться, применяя протест и обращение в суд. Апостол Павел обратился в суд, когда его несправедливо обвинили: «Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело» (Деян. 24:10).
Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.