Часть 1

Многие верующие не имеют ясного представления о том, что такое Евангелие. Они знают, что с греческого это слово переводится как «Благая весть» и что так названы первые четыре книги Нового Завета, представляющие собой жизнеописание Иисуса Христа. К сожалению, частое употребление этого слова в религиозном контексте привело к утрате его первоначального смысла.

С одной стороны, рассматривая Рим. 1:16, 17, можно сделать вывод, что Евангелие – это «сила Божья ко спасению» и дано, чтобы мы «имели жизнь». Человечеству Евангелие несет надежду на оправдание, примирение с Богом и победу над смертью.

С другой стороны, «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1–4) открывает, что Евангелие не только говорит о вечной жизни, но и указывает, как ее обрести. А именно только через личную веру в Иисуса Христа, в Его искупительную смерть и воскресение из мертвых, получая прощение грехов и облекаясь в Божью праведность.

Итак, Евангелие – это не еще один свод заповедей и правил, призванный помочь нам достичь вечной жизни; не философия, не религия и не способ бегства от реальности. Это – весть о живом Боге и о том, что человек может получить прощение грехов и жизнь вечную через Иисуса Христа. Поскольку Евангелие – это весть, то оно в себе самом заключает необходимость его распространения.

I. Великое поручение

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18–20).

Эти стихи ясно передают цель, поставленную Иисусом перед Своей Церковью. Каждое слово в этом отрывке чрезвычайно важно. Буквальный перевод этих стихов с оригинала звучит так: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне вся власть на небе и на земле. Итак идя, приобретайте / воспитывайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

В связи с масштабностью задачи, которую Христос поставил перед Своими последователями, мы называем это повеление Великим поручением. Центральное и самое главное слово в Великом поручении – «приобретайте / воспитывайте учеников». Эти слова в наибольшей степени передают волю Иисуса по отношению к Своим последователям. Ядро Великого поручения – приобретение учеников.

Два других глагола – «крестить» и «учить» употреблены, чтобы более глубоко раскрыть смысл основного действия – приобретения учеников во «всех народах». Из данных стихов можно сделать вывод, что основная задача Церкви – приобретать учеников, а не просто обращенных.

Великое поручение – это не временный план, составленный для одних лишь апостолов. Постоянно используемое слово «все» – вся власть; все народы; все, что Я повелел вам; во все дни – указывает на его масштаб. Это поручение основано на нескольких важных принципах.

Во-первых, оно основано на власти Христа. Перед тем как дать поручение Своим ученикам, Иисус объявил о Своей верховной власти над всей вселенной. В то же время Он является главой Церкви. Люди, признающие Его главенство, составляют Церковь, Его тело. Поэтому задача приобретения учеников поставлена перед всеми верующими, другими словами, перед всеми, кто признает над собой верховную власть Иисуса Христа. Великое поручение показывает народу Божьему цель, побуждает его двигаться вперед, придает смысл служению верующих.

Во-вторых, чтобы исполнить это поручение, нужно идти. Подразумевается, что исполняющие Великое поручение находятся в движении. Иисус находил и воспитывал Своих учеников не в тепличной обстановке учебного заведения, а совершая активное служение в реальном мире. Соответственно, служение Церкви в целом и служение каждого христианина в частности также должно быть активным.

Надо идти по жизни благовествуя, свидетельствуя о Христе, нести весть о спасении погибающему миру, а не ожидать, пока мир придет к нам. Исполнение Великого поручения должно быть образом жизни.

И наконец, срок действия поручения – «до скончания века». Словами «до скончания века» Иисус показывает, что эти указания остаются в силе вплоть до Его возвращения и относятся ко всей Церкви, а не только к двенадцати ученикам. Мы должны исполнять их «до скончания века», т.е. до Его возвращения за Своей Церковью. К этому времени «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).

Исполнение Великого поручения – задача, стоящая перед Церковью. Поэтому Церковь должна всеми силами стремиться к росту через благовествование, чтобы все больше людей становилось учениками Иисуса. Все программы и служения церкви должны оцениваться в соответствии с достижением этой цели, ведут ли они к исполнению Великого поручения.

II. Основание евангелизма

Евангелизм – это донесение и провозглашение погибающим людям Благой вести (Евангелия). Оно основано:

1. На руководстве Святого Духа. Только Он может изменять сердца грешников и указывать на тех, кто уже готов услышать Благую весть. Только Бог может дать нам мудрость в словах и делах, чтобы приобретать учеников. Поэтому благовестие должно происходить в постоянной молитве. Молясь, просите Господа:

  • подготовить сердца тех, к кому Он хочет обратиться через нас;
  • вести нас к тем, кто уже подготовлен Святым Духом;
  • помочь нести людям Евангельскую весть наиболее доступным для них способом;
  • защитить посеянное Слово и укоренить его в сердцах людей.

2. На донесении главного. Благовествуя, совершенно не обязательно раскрывать перед неверующими все глубины богословия, церковной истории и традиций – необходимо лишь передать саму суть Евангелия. Важно, чтобы люди поняли главное – они могут получить про-щение грехов, общение с Богом и вечную жизнь через личную веру в смерть и воскресение из мертвых Иисуса Христа.

3. На праведности благовестника. Когда мы согрешаем, наше общение с Богом нарушается, и мы перестаем быть угодными Ему. Наша жизнь должна соответство¬вать тому, во что мы верим и что проповедуем. Люди видят нас, видят нашу жизнь, дела и поступки, которые зачастую бывают убедительнее наших слов. Искренность, сострадание и любовь к людям в сочетании с праведностью перед Богом делают нас «солью и светом» для мира.

III. Процесс евангелизма

1. Евангелизм жизнью – в данном случае евангелизм не представляет собой заранее запланированную программу, он возникает просто, в повседневных ситуациях. Неприну-жденность, дружелюбие, чувство духовной близости, сочувствие, умение быть полезным, отсутствие давления на личность, связь с жизнью, естественное поведение и искренние беседы – таковы основные черты данного метода.

Поэтому христианам следует научиться общаться с неверующими, понимать их нужды и служить им. Примером может служить самарянин в Лк. 10:30–37: он увидел израненного человека (мы не сможем завоевать грешников, если не имеем с ними контакта); он сжалился над ним; оказал конкретную помощь; лично отвез его в гостиницу. Таким образом, еван-гелизм через добрые дела позволяет установить контакт с людьми, которым провозгла¬шается Евангелие, и наглядно показывает любовь Христа.

Однако молчаливое христианское присутствие в мире, характеризуемое добрыми делами и благотворительностью, не может заменить словесное и целенаправленное пред-ставление Евангелия людям.

2. Провозглашение. Многие верующие остаются христианами так называемого «тайного служения». Они думают, что достаточно простого присутствия в мире для исполнения Великого поручения. Иисус же подразумевал, что мы будем передавать Благую весть словесно, т.е. в проповедях, учении, свидетельствах. Суть провозглашения заключается в содействии осознанному интересу и положительному отношению к вере.

Но если считать «провозглашение» конечной целью евангелизма, то существует опасность того, что мы ограничимся лишь сеянием Евангелия и забудем о жатве душ.

3. Переубеждение. Провозглашением Благой вести не заканчивается процесс евангелизма. Необходимо еще убедить людей стать верующими в Господа Иисуса Христа. Апостол Павел не пренебрегал убеждением как одним из приемов своей проповеднической деятельности. Он пишет во 2 Кор. 5:11: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей».

Он объявляет себя посланником Христовым и провозглашает: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20). Царь Агриппа признал преследуемую Павлом цель, когда он сказал: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28). Павел использовал провозглашение как средство, ведущее к переубеждению.

IV. Мотивы для евангелизма

1. Это поручение Христа (см. Мф. 28:19, 20).

2. Душа человека бесценна. Вокруг нас множество людей, потерянных во грехе, лишенных надежды, предназначением которых станет вечность без Бога. Неотложность решения вопроса жатвы должна побуждать нас к действию. Когда мы по-настоящему поймем судьбу погибающих, тогда мы также осознаем срочную необходимость благовествования, т.к. «нивы побелели».

Мы можем быть единственными людьми, которые предупредят тех, кто продает свою душу за грех. Через наше свидетельство мы имеем возможность помочь людям осознать, что их жизнь после смерти определяется жизнью до смерти. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:35–38).

3. Если мы действительно верим в существование ада, то не сможем быть равнодушными, видя, как человек идет в ад, где будет мучение и огонь. Осознавая это, мы будем делать все возможное, чтобы предостеречь людей от вечной погибели.

4. Иисус Христос умер за каждого человека, живущего на земле. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Если мы отказываемся свидетельствовать об искупительной жертве Иисуса Христа – значит считаем, что за кого-то Иисус страдал напрасно.

5. Мир наполняется пустотой и грехом, но мы имеем нечто от Бога, что поможет оставить грех и дать счастье. Поэтому, если мы перестаем обличать мир во грехе и нести ему надежду об избавлении от суда Божьего, это значит, что мы считаем мир безгрешным и счастливым.

6. Желание привести всю свою семью на небеса. Для некоторых вечность принесет вечное расставание, и уже будет поздно что-либо изменить, но пока мы еще живем на земле, то время нужно использовать, чтобы в небесах быть вместе. Разве не печально осознавать, что какой-то наш родственник остался «за бортом» из-за нашего нежелания или беспечности?

7. Приближение прихода Христа. Сегодня множество людей пытаются определить близость второго пришествия Христа. Один из признаков, например, возвращение евреев в Израиль. Однако Иисус Христос в вышеупомянутом стихе дает наиболее ясный признак Своего второго пришествия на землю: конец придет лишь тогда, когда Евангелие будет проповедано всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Часть 2

I. Качества, присущие свидетелю Иисуса Христа

1. Он сам должен быть уверен в своем спасении. Его свидетельство должно быть определенным, личным, не имеющим ничего общего с воображением или фантазией. Оно должно иметь твердое основание.

2. Он должен жить чистой жизнью, полностью отданной Христу. В противном случае его свидетельство будет перечеркнуто его же жизнью.

3. Он должен быть жертвенным и готовым трудиться для других в духе любви и терпения, не быть высокомерным и властным.

4. Он должен знать Библию, не устраняться от благовествования, объясняя это своим невежеством и недостаточно хорошим знанием Библии. Но этому невежеству на самом деле нет никакого оправдания. Усердно изучайте Библию и просите Бога дать вам мудрости, т.к. в Иак. 1:15 написано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему».

5. Он должен быть человеком молитвы, полагающимся на Господа во всех вопросах, в том числе и свидетельства. Ученики Иисуса Христа перед свидетельством молились за себя, а после – за тех, кому засвидетельствовали.

6. Он должен иметь сострадание к заблудшим душам, желание, чтобы они спаслись. Если у него этого нет, то в нем будет сквозить незаинтересованность, безразличие, и человек, к которому он обращается, ответит ему тем же.

II. Препятствия для благовествования

При благовестии мы часто встречаемся с «барьерами», которые мешают нам говорить людям о Христе. Чтобы эти барьеры преодолевать, нужно их знать. Существуют внешние барьеры и внутренние (духовные).

1. Внешние

1) Культурные и религиозные препятствия. В истории культуры каждого общества церковь способствовала установлению таких традиций и обычаев, которые, вероятно, были нужными и целесообразными во времена их введения. Но сегодня они выглядят архаичными, а порой и нелепыми. Они заметны в музыке, архитектуре церковных зданий и т. д. Поэтому некоторым людям трудно говорить на духовные темы в домашней обстановке.

Таким людям для выражения религиозных чувств необходимы внушающие благоговейный трепет церковные здания с иконами, свечами, алтарем и т.д. Их порой может оттолкнуть и простота формы проведения нашего богослужения. Однако нужно найти способ донести Евангелие до этих людей. «Так раньше никогда не делали», – можно услышать в церкви.

Но, может быть, наступил момент, когда это стало необходимым? Здесь вполне уместно вспомнить притчу о старых и новых мехах. Старые мехи не могли вместить молодое вино, потому что они уже были неэластичными. Чтобы быть таковыми, их смазывали маслом (Святым Духом). Мы не имеем права изменять сущность Евангелия, не должны идти на сделку с совестью.

Но мы можем и должны изменять способ передачи Благой вести. Павел писал: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Апостол был готов оставить свои собственные предпочтения и привычки ради более высокой цели – спасения людей.

2) Языковые препятствия. Часто возникают трудности в общении христиан с неверующими, хотя они говорят на одном языке.

Дело в том, что у христиан вырабатывается своя специфическая лексика, непонятная окружающим. Привыкая к стандартным фразам, мы забываем, что кому-то они могут быть непонятны. Наши слова, особые приветствия, термины могут вызвать замешательство у постороннего человека, оказавшегося в нашей среде.

Мы общаемся с самыми разными людьми. Это могут быть католики, православные, мусульмане, а также члены всевозможных сект. Они могут вкладывать совершенно другой смысл в слова и действия, значение которых нам кажется очевидным. Поэтому такие слова, как «спасение», «вера», порой надо объяснять, чтобы люди понимали их истинный смысл. Да и нам самим полезно задавать соответствующие вопросы тем людям, с которыми мы общаемся, чтобы более четко представлять, как они понимают значение употребляемых нами слов.

2. Внутренние (духовные)

1) Духовные твердыни – наиболее серьезные барьеры на пути эффективного евангелизма. Мы несем Евангелие, но жизнь может даровать только Святой Дух. Поэтому преодолеть духовные твердыни мы можем только с помощью молитвы, Слова Божьего и собственного свидетельства. Именно это использует Господь для посрамления сатаны и освобождения его пленников. «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божья, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4, 5).

Важно понимать, что то сопротивление, с которым мы сталкиваемся, исходит от сатаны, и мы обязаны выдержать этот напор во имя Господа и тех заблудших, которых мы стремимся привести к Богу.

2) Наши личные предрассудки. В любом обществе существуют группы людей, к которым многие относятся с презрением, считая их недостойными. Христиане должны бороться с подобным предвзятым отношением (лицеприятием), если находят его в себе. Наши предрассудки могут носить этнический характер (вспомните самарянку, Ин. гл. 4), морально- нравственный или даже криминальный (вспомните Закхея, Лк. гл. 19).

Мы можем предвзято относиться к людям, имеющим врожденные физические недостатки (вспомните человека, родившегося слепым, Ин. гл. 9) или искалеченным в результате несчастного случая. Мы иногда напрасно тратим время и силы с людьми благополучными и привлекательными внешне. При этом проходим мимо тех, кто действительно нуждается в нашем свидетельстве, кто уже подготовлен Духом Святым принять Благую весть.

Вспомните упрек Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26–29) и попросите Господа очистить ваши души от предвзятого отношения к людям. Молите Бога показывать вам тех, кто нуждается в Спасителе.

3) Наши личные приоритеты. Мы должны постоянно перед Богом проверять свои сердца и определять, что же на самом деле для нас важнее всего, что волнует нас в первую очередь: наше личное благополучие или то, что дорого для Господа. Это тоже своего рода духовный барьер. От нашего внутреннего состояния, от того, чему мы посвятили себя, зависит успех нашего благовестия. Если мы действительно любим Бога, то на первом месте для нас должно быть приобретение душ для Господа.

4) Наши личные страхи. Служение благовестия – это служение веры. Оно требует мужества и отваги. Порой христиане боятся того, что они недостаточно образованны, имеют маленький опыт в работе с людьми или не имеют его вообще. Кто-то стесняется своих соседей, других тревожит, что христиане могут неправильно понять их и причислить к списку «друзей грешников».

Нам надо понимать, что основа всего – это наше решение следовать за Господом, послушно выполнять то, что Он доверил нам. Потому что сила для благовествования не зависит от нашего образования, способностей или положения в церкви. Павел писал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

III. Правила евангелизма

1. Не нужно ждать «очень» удобного момента для свидетельства – его нужно, молясь, искать и использовать.

2. Подводите беседу к окончательному принятию Христа. Очень часто наше свидетельство – это разговор о Христе, Библии, на родственные темы, что называется «вокруг да около», но так и не затронуто главное – принятие Иисуса как личного Спасителя.

3. По возможности имейте дело с людьми вашего пола. Однако если Дух (но не собственное «я») побуждает вас обратиться к человеку противоположного пола, без колебаний начинайте свидетель¬ствовать.

4. Будьте вежливы и учтивы. Не будьте надменными или слишком болтливыми. Позвольте человеку, которому свидетельствуете, тоже высказаться, и не спорьте. Дьявол использует спор, чтобы отвлечь людей от обращения.

5. По возможности разговаривайте с человеком наедине. В толпе он будет «прятать свое лицо» за оправданиями и отговорками, но наедине он будет склонен открыть вам свою душу и поговорить открыто.

6. Всегда сохраняйте конфиденциальность.

7. Не теряйте терпения, т.к. принять Христа – важный шаг в жизни человека, и перед тем как сделать его, человек должен хорошо подумать и принять решение.

Советы для евангелиста

1. Если человек не хочет вас слушать, не будьте назойливы.

2. Нужно свидетельствовать о Христе, а не просто раздавать приглашения.

3. Избегайте разговоров о других конфессиях. Зовите людей к Богу, а не в конфессию.

4. Опирайтесь в своих утверждениях на авторитет Библии.

5. Когда станете говорить о необходимости обращения к Христу, воспользуйтесь словом «молился». Именно в этом слове содержится информация о том, что человеку надо делать.

6. Будьте реалистичны. Христос не освобождает человека от всех его проблем, но дает возможность верующему преодолевать их, имея в душе мир и уверенность.

7. Делитесь, а не проповедуйте.

IV. Структура личного свидетельства

Некоторые считают, что приводить неверующих к Христу могут только проповед¬ники и учители, но никак не «простые» верующие. Однако если проповедовать или учить может не каждый, то быть свидетелями Христа обязаны все верующие.

Тем не менее, даже понимая, не многие это делают. Как правило, это связано не со страхом или нежеланием исполнять Божье повеление, а с незнанием и неумением свидетельствовать о Боге.

Подробно изучив свидетельства Павла (Деян. гл. с 22 по 26), можно легко заметить, что каждый его рассказ отвечал на три основных вопроса, которые, в свою очередь, открывают структуру личного свидетельства.

1. Какой была моя жизнь до прихода к Христу? В этой части Павел кратко описывает свое прошлое до того, как он стал христианином. Он указывает на точки соприкосновения между собой и слушателями, закладывая основу для объяснения своей встречи с Господом. Его рассказ краток и лаконичен, но при этом показывает, как он искал Бога.

Одна из наиболее распространенных ошибок в свидетельстве заключается в излишне подробном описании своей жизни до обращения. Не стоит также рисовать свою жизнь до покаяния исключительно в черном или, наоборот, белом цвете. Постарайтесь сократить эту часть свидетельства до необходимого минимума, чтобы больше внимания уделить положительным сторонам своего обращения.

2. Как я получил дар вечной жизни? Здесь Павел описывает свою встречу с Господом. Он говорит, как Христос указал ему на грех и призвал следовать за Собой. Избегая излишних эмоций, цитат из Писания и высокопарных слов, апостол просто и смиренно рассказывает о том, как Бог использовал обстоятельства и других людей для того, чтобы привести его к Себе.

Рассказывая свое свидетельство, особое внимание уделите объяснению того, какую роль в этом сыграла молитва покаяния. Даже если человек не захочет покаяться сразу же, он запомнит, что для этого необходимо обратиться к Господу в молитве.

3. Как изменилась моя жизнь после принятия Христа? Главное изменение, о котором говорит Павел, состояло в обретении новой жизненной цели. Если раньше он стремился угождать Богу своими силами, не зная Его воли и не осознавая, что «гонит Его», то теперь он исполняет повеление Христа быть Ему свидетелем (Деян. 22:15). В своем свидетельстве нужно говорить о том же и обратить внимание слушателя на изменение вашего отношения к жизненным трудностям и то, как Бог помогает вам их преодолевать.

Предупреждение для «молчунов»

«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33:8). Это суровое предупреждение молчаливому верующему в Господа Иисуса Христа. Мы не отвечаем за результат.

Если люди отказываются принять наше свидетельство и отвергают наше предложение, вся ответственность за это ложится на них. Но мы можем десять раз беседовать с одним и тем же человеком и на одиннадцатый раз обратить его к Господу. Каждая беседа – это как звено в цепи. Одно зерно склюет птица, второе засохнет, третье не сможет пробиться сквозь тернии, а четвертое возьмет и прорастет (Мф. 13:3–9).

Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.