I. Учение о Боге
Христиане веры евангельской разделяют апостольское учение о Боге, выраженное в Никее-Константинопольском символе веры (381 год).
Прежде чем говорить о Боге, необходимо признать утверждения, которые принимаются только верой.
Первое утверждение – «Бог есть!»
Второе – «Библия (каноническая) – это Слово Божье, через которое Бог открывает Себя и Свою волю для всего человечества».
1. Сущность Бога
В наше время существует множество разных понятий и представлений о Боге. Для многих людей Бог – это призрачная сверхчеловеческая сила, или высший разум, или огненный шар, к которому мы, искорки жизни, неизбежно вернемся, или же сентиментальный «дедушка» на небе. Большинство людей просто пользуются словом «Бог», не пытаясь определить Его сущность, чтобы не вызвать разногласий.
Наше понимание Бога не должно основываться на предположениях о Нем или на том, каким мы хотим Его видеть. Люди стремятся создать вымышленных богов, в которых легко верить, богов, которые сообразуются с их собственным образом жизни и греховной природой. Это одна из основных особенностей лжерелигий.
Библия является нашим источником истины, она позволяет нам узнать, что Бог существует, и рассказывает, каков Он.
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Бог – это бесконечный, вечный и совершенный Дух, создавший все законы Вселенной. Бога никто и никогда не видел, так как Он – невидимый Дух (Ин. 1:18). Поэтому Бог катего-рически запретил людям пытаться создавать некий видимый Свой образ (мужской или женский, в виде солнца, луны или звезды), так как Он не имеет никакого материального образа, которому можно было бы Его уподобить (Ис. 40:18–25).
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Единство Бога означает то, что Он един в числовом измерении и является единственным Богом во Вселенной, и не существует никого, подобного Ему. Все претендующие называться богом есть лжебоги: «…ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9).
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19). Он – неизменный Бог. Это означает, что характер и свойства Бога не изменяются. Он не может изменяться к лучшему, так как Он – бесконечно совершенен; Он не может изменяться к худшему, так как Он безусловно совершенен. Его сила, могущество, мудрость, святость, истина и любовь пребудут неизменными во веки веков.
Описывая Бога, Библия говорит нам о том, что Он:
1) Вечный. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). Бог всегда был, Бог существует и Бог всегда будет существовать. Он – нетленный, т.к. Сам является источником Своего собственного бытия и славы: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17).
Время может быть прошедшим, настоящим и будущим. Вечность не имеет времени, она не имеет начала и конца. Вечность Бога означает, что для Него все в настоящем времени: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26–28).
2) Вездесущий. Бог всей полнотой своей сущности наполняет (духовно) всю необъятную вселенную во всех ее частях, Он – не вселенная и не природа, т.к. Он – Личность. Для Него нет границ в пространстве и времени: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
Духовная природа Бога позволяет Ему быть вездесущим и в то же время быть очень близко возле нас: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр. 15:3).
3) Всемогущий. Сила Бога не имеет ограничений, и в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу. Иов говорит Богу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2).
Люди не могут противостоять, перечить или повернуть вспять неограниченную силу и могущество Бога. Всемогущество Бога ограничивается Его святой волей. Он может делать все, но желает делать только то, что благоразумно и мудро: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» Иер. 51:15.
4) Всеведущий. Бог – совершенный Дух, имеющий совершенное знание. Он знает все обо всем. Его разум охватывает прошедшее, настоящее и будущее, и ничто не может исчезнуть из Его памяти. Он видит все на всяком месте, знает все мысли, слова и дела: «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов. 34:21, 22; см. также Пс. 138:2–4; Пр. 15:3).
Божье всеведение выше нашей способности постигать: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Нам сложно полностью понять, как Бог предвидит события, которые зависят от нашей свободной воли, поэтому мы нуждаемся в откровении и водительстве Духа Святого, чтобы понимать Его волю и принимать решения, угодные Богу.
2. Нравственные (моральные) качества Бога
1) Святость. Это сумма всех совершенных качеств Бога. Бог по природе Своей абсолютно отличен от вселенной и совершенно свободен от всякой нечистоты. Поскольку Бог свят, мы, спасенные, должны жить святой, безгрешной жизнью, обособляться от всего греховного и творить Его волю с Его помощью: «…но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15, 16).
2) Праведность и справедливость. Бог всегда прав и всегда поступает праведно. Он – неизменный образец праведности, которая выражается в Его законах: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).
Будучи праведным, Бог требует от людей подчинения Его законам (воле). Глядя, как люди реагируют на Его требования, Он дает им то, чего они заслуживают: наказывает провинившихся и награждает послушных: «…Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:6–11). Написано, что Он «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31).
3) Верность. Это качество Бога, которое указывает на Его постоянство в слове и в действии, так что на Него можно полагаться без всякого сомнения. Господь проявляет верность, выполняя Свои обетования: «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9).
Как Иисус был верен Отцу, так и мы, спасенные, должны быть верными в том, что Бог доверил нам и дал в пользование: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1, 2; см. также Лк. 16:10–13).
4) Благодать и милость. Означает любовь Бога к послушным и непослушным сынам человеческим и готовность помочь или простить из сострадания: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены…» (Еф. 2:4, 5).
Испытать Божью благодать – значит принять дар, который никто не может заработать и которого никто не достоин: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9). Испытать милосердие Бога – значит избежать наказания, которого заслуживает каждый: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).
5) Долготерпение. Его терпение к человечеству неотделимо от Его милосердия, благости и противоположно негодованию. Терпение – великая удерживающая сила, побуждающая Бога долго сносить тех, кто огорчает и раздражает Его, не давая Ему стереть их с лица земли: «Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» (Неем. 9:16, 17).
Благодаря Своему милосердию и терпению Бог всегда дает людям время для покаяния: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8, 9).
6) Любовь. Это чувство Его отеческой привязанности, которое побуждает Бога обеспечивать благополучие людей, независимо от их личных заслуг, богатства или духовного состояния: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Христианство ставит в центр своего учения любовь, так как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). Любовь Бога – это выражение Его личности в соответствии с Его сущностью. Каждому христианину заповедано проявлять любовь Божью к людям, т.к. выражение этой любви – знак принадлежности к истинным ученикам Иисуса: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35).
В силу особых свойств этой любви (1 Кор. 13:4–7), мы способны проявить ее в своей жизни, только подчиняясь Духу Святому: «Плод же духа: любовь…» (Гал. 5:22).
II. Триединство Бога
Троица – это один Бог в трех Ипостасях (Лицах): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании.
С самого начала человеческой истории Бог открыл Свое три¬единство. В Ветхом Завете есть учение о Троице, когда Бог говорит от пер¬вого лица во множественном числе: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8; см. также Быт. 1:26; 11:6, 7).
В Новом За¬вете мы находим достаточно доказательств существования Троицы. Это повеление крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а также слова апостольского бла¬гословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Ярким свидетельством триединства Бога является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа при водном крещении, где одновременно участвуют три ипостаси Бога: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16, 17).
Существует определенный порядок во взаимоотношениях между Ипостасями Троицы.
Отец – первый, Сын – второй: Он рожден от Отца и послан Им, Дух Святой – третий: Он посылается Отцом и Сыном. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26); «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Святого Духа Отцу, хотя Они в Своей божественной сущности равны между собой. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Святой Дух происходит от Отца и Сына, не умаляет Его Божественности, а лишь подчеркивает единство трех Ипостасей в одной природе (сущности).
Порядок во взаимоотношени¬ях не означает, что Отец, Сын и Дух Святой не обладают истин¬ной и равной Божественностью. Их истинная и равная Божественность неоспорима.
Отец – Бог: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6).
Сын – Бог: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! … Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:28, 31).
Дух Святой – Бог: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3, 4).
Троица – это тайна, превосходящая наше понимание, которую нужно просто принять верой.
Мы не можем постичь те Божьи тайны, которые Он не захотел нам открыть. Даже небесные ангелы не мо¬гут постичь глубину Его бытия, но через Писание нам дано в та¬кой мере понять участие Троицы в творении, искуплении и освящении, что мы можем получить спасение и вечную славу.
Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.