Создание семьи является Божьим установлением. Раввины считали, что человек мог воздержаться или уклониться от брака лишь по одной причине: посвятить все свое время изучению Закона.
Если человек отказывался вступить в брак и иметь детей, не посвящая себя полностью Богу, говорили, что он нарушил заповедь, повелевающую человеку быть плодотворным и размножаться, и что он «умаляет образ Божий в мире» и «убивает свое потомство».
Библейская модель брака
Брак может быть или великим благословением, или несчастьем. Только брак в соответствии с Божьим замыслом будет благословением. Если мы не следуем замыслу Творца, благословения не будет. Кто сотворил мужчину и женщину? Кто заповедал: «Плодитесь и размножайтесь»? Кто сказал: «Не хорошо быть человеку одному»? Кто привел первому мужчине жену и создал первую семью? Бог установил брак, и Он управляет им и дает законы для жизни в браке.
1. Жених и невеста должны быть членами евангельской церкви. 2 Кор. 6:14, 15 говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»
Верующий в Бога человек должен вступать в брак только с верующим. Не может быть семья одним целым, если один в святости и праведности служит Богу, а другой служит греху и сатане. Как могут два таких разных человека быть сотрудниками друг другу и иметь близкое общение?
Ветхий Завет подтверждает эту же мысль. Неемия был очень огорчен тем, что израильтяне брали в жены неверующих женщин. Самсон потерпел поражение именно потому, что он не был верен своему народу, когда выбирал жену. Соломон был соблазнен идолопоклонством множества жен и наложниц, которые служили своим домашним богам.
2. Брак не может быть однополым. «И сотворил Бог человека…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их…» (Быт. 1:27, 28). Как видно, от начала творения мира никакие однополые браки Богом не предполагались. Однополые половые связи являются грехом и осуждаются Богом (Рим. 1:26, 27; Лев. 18:22). Создание семьи возможно только между мужчиной и женщиной. Недопустима перемена пола.
3. Согласно Библии, муж должен иметь одну, а не несколько жен одновременно, и жена должна иметь одного мужа, т.е. брак должен быть моногамным. Об этом говорит Ветхий Завет. Адам имел одну жену. Пророки говорили о том же. Они использовали отношения муж – жена для иллюстрации отношений Бог – Израиль.
Были и исключения в израильском народе, особенно это касалось царей. Однако их практика не может отвергнуть Быт. 2:24: «Двое станут одной плотью». Новый Завет тоже говорит о моногамии. Указывая на одно из решений проблемы блуда через вступление в брак, говорится: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (не жен), и каждая имей своего мужа (не мужей)» (1 Кор. 7:2). Этот же принцип построения брака отображен в перечислении качеств епископа (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6).
Библейские цели брака
1. Общение. Написано: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Человек нуждается в общении. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4:9–12). Следует помнить, что Бог призвал нас не только удовлетворять нужды друг друга, но вместе служить Ему. Вместе можно сделать намного больше, чем поодиночке.
2. Наслаждение. Человек рождается с определенными желаниями, в которых нет ничего предосудительного, когда они удовлетворяются в браке. «И утешайся женою юности твоей… любовью ее услаждайся постоянно» (Пр. 5:18, 19).
3. Сохранение от блуда. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).
4. Деторождение. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Брак заключается не только для удовлетворения желания плоти, но и для деторождения и воспитания наследия Господня. Поэтому следует создавать семью с желанием иметь детей.
Вступать в брак могут люди, не имеющие слишком большой разницы в возрасте, готовые взять на себя обязательства любить своего будущего супруга во всех жизненных обстоятельствах, достигшие совершеннолетия (18 лет). В отдельных случаях, с разрешения органов ЗАГСа, возраст может быть уменьшен.
Брак является нерасторжимым до смерти одного из супругов. Единственное библейское допущение развода – вина прелюбодеяния (Мф. 5:32, 19:9). В исключительных случаях (угроза жизни, систематическое преднамеренное неисполнение супружеских обязанностей) при обращении одного из супругов вопрос о разрешении развода рассматривается областным пасторским советом.
В случае смерти одного из супругов Слово Божье не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе.
Брак не может заключаться между близкими родственниками (родными и двоюродными братьями и сестрами).
Подготовка к бракосочетанию
После принятия решения о вступлении в брак желающие должны прийти на собеседование к пастору, во время которого выясняется возможность брака, финансовая обеспеченность будущей совместной жизни, духовное и физическое состояние вступающих, мотив брака (любовь). Такая беседа может быть во время «сватов», когда молодые люди в присутствии служителя встречаются со своими родителями и близкими родственниками. Пастор также проводит дополнительную беседу отдельно с братом и сестрой. Во время собеседования внимание обращается на следующее:
1. Свобода от обязательств перед другими. Если ранее жених предложил другой сестре стать его женой и получил от нее положительный ответ (или ожидает его), то он уже связан обязательством с другим человеком, и этот вопрос может быть разрешен только во свете понимания Божьей воли и после тщательного исследования ситуации.
В случае, если вступающий в брак был женат (замужем) до уверования и развелся, то следует проанализировать причину развода и выяснить возможность восстановления прежних брачных отношений. Повторный брак разведенных людей может быть разрешен невиновной стороне, оставленной отступившим или неверующим супругом(ой). При этом проводится тщательное расследование причин развода.
2. Чистота отношений. Желающие вступить в брачные отношения должны заложить правильный фундамент будущей семейной жизни. Всяких грех, и особенно касающийся сферы половой жизни, необходимо очистить. Проводящий собеседование служитель задает конкретные вопросы о сохранении целомудрия братом и сестрой и чистоте добрачных отношений их как пары. Если до этого грех не был библейски исповедан, нужно сделать необходимое в свете Писания. Пастору со своей стороны желательно получить откровение о сохранении целомудрия желающих сочетаться.
3. Благословение родителей. Важно, чтобы желающие вступить в брак получили родительское благословение. После встречи с вступающими в брак пастор обязан поговорить с родителями молодых людей. Однако если благословения родители не дают, пастор, при отсутствии библейской обоснованности их претензий, дает право на брак.
4. Понимание Божьей воли на совместную жизнь вступающих в брак.
Если брат и сестра, желающие вступить в брак, из разных евангельских поместных церквей, при проведении беседы с ними обратить внимание на необходимость определиться до бракосочетания с их членством в поместной церкви – муж и жена не должны посещать разные церкви.
Пророчества и другие духовные дары используются для выявления духовного состояния жениха и невесты как откровение о сохранении ими чистоты и целомудрия или об их готовности или неготовности создать семью. Нельзя запрещать или, наоборот, принуждать к вступлению в брак на основании откровений.
После собеседования пастор дает право на подачу документов в ЗАГС и на оглашение в церкви.
Оглашение является объявлением помолвки перед церковью, делается за 1–4 месяца до бракосочетания на одном из церковных богослужений.
Сама помолвка и последующая регистрация брака в ЗАГСе не дает права на супружескую связь или публичную демонстрацию своих чувств.
Расторжение помолвки возможно только в исключительных случаях.
Второй этап наставлений вступающим в брак касается непосредственно церемонии бракосочетания и последующей семейной жизни.
Ответственность за подготовку к оглашению и бракосочетанию, за проведение венчания и брачного пира несет пастор церкви. Распорядитель пира (как его называют) может только оказывать помощь в организации и проведении торжества, согласовывая все вопросы со служителем церкви. Все вопросы о проведении свадьбы должны оговариваться до ее начала.
Необходимо обращать внимание жениха и невесты и их родителей на правильный библейский подход во время так называемых «сватов», избегая неуместных народных, а порой и языческих, обычаев. То же касается и ситуации перед бракосочетанием, когда жених приезжает за невестой в ее дом – не устраивать «торгов», «выкупов» и т.д. Рекомендовать христианам-родителям встречать своих детей в день бракосочетания молитвой и чтением Слова Божьего.
Должно быть конкретно оговорено время начала бракосочетания. Проводящий его служитель должен придерживаться этого времени и наставить в этом молодоженов – опоздание должно быть исключено.
Внешний вид на бракосочетании должен подчеркивать благоговение молодых людей перед Богом и уважение к пришедшим на служение: нарядность должна сочетаться со скромностью, а красота – с целомудрием. Служитель не может возлагать руки на полуобнаженную невесту.
Половые отношения между супругами начинаются только после бракосочетания и не могут основываться на насилии. Непозволительным считается манипуляция (торг) этими отношениями. Половые извращения при удовлетворении половых потребностей являются грехом. Во время менструации у женщины супружеская половая связь не может иметь места.
Супруги несут ответственность перед Богом и друг другом в семейной жизни:
- в хранении супружеской верности;
- в распределении ответственности: в семье муж является главой (что не дает ему права быть деспотом), а жена – помощницей;
- в заботе о духовном и физическом состоянии, удовлетворении потребностей друг друга;
- в библейском отношении к родителям;
- в рождении и воспитании детей. Необходимо помнить Божье повеление, данное первой семье: «Плодитесь и размножайтесь» и учить будущих родителей принимать рождающихся детей как Божье благословение (Пс. 126:3–5);
Бракосочетание
Непосредственно перед бракосочетанием пастор снова возвращается к вопросу чистоты добрачных отношений в беседе с вступающими в брак.
Бракосочетание является священнодействием, установленным Богом: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4–6).
- совершается пастором поместной церкви (в особых случаях приглашенным пастором с согласия поместного);
- выражается в библейском наставлении вступающих в брак и их родителей;
- сопровождается молитвой родителей жениха и невесты (если это возможно), самого жениха и невесты, общей молитвой всех присутствующих;
- заканчивается пасторской молитвой с возложением рук. Правая рука служителя возлагается на голову жениха, а левая – на голову невесты. После молитвы пастор объявляет жениха и невесту мужем и женой.
Как правило, бракосочетание совершается только после регистрации брака в органах ЗАГСа. Молодожены при регистрации брака в органах ЗАГСа должны воздерживаться от поцелуев – это правильно делать в церкви после молитвы благословения и объявления их мужем и женой. То же касается и обмена обручальными кольцами, если это принято в поместной церкви.
Брачный пир с участием друзей и родственников совершается по желанию вступивших в брак. Его цель – воздать славу Богу за новую семью, устно и материально поздравить молодых, сказать слова наставления. На брачном пире, как и в других служениях, не допускается неуместный юмор, пустословие, неприличное поведение.
Во время бракосочетания и брачного пира недопустимы традиции, которые имеют языческие корни: обношение и обсыпание зерном молодых, обрызгивание их водой, проведение их под полотенцем, перенос женихом невесты на руках через мост, бросание конфет и венка невесты, вешание замка на долгую жизнь и выбрасывание ключа от него, крики «горько!», стучание по посуде и т.п.
Не нужно придерживаться и местных обычаев, выраженных в обязательном посещении и определенных действиях у памятников и иных мест, которые стали ритуальными.
При музыкальном сопровождении бракосочетания рекомендуется не использовать песни на иностранных языках.
После бракосочетания пастору обязательно нужно духовно опекать молодую семью через посещения, беседы, наставления и молитвы. Они не должны быть оставлены, особенно в первые месяцы совместной жизни.
При совместном проживании родителей и молодой семьи необходимо мудро наставлять как одну, так и другую сторону: одних предостерегая от контроля и излишнего вмешательства в жизнь детей, других – о проявлении почтения к родителям.
Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.