На очень ранней стадии истории человечества Бог постановил, что определенная часть дохода должна быть посвящена Ему, Даятелю всего.
Двадцать пять веков прошло от Адама до того времени, как Бог дал закон Израилю у Синая. Но было бы ошибкой утверждать, что святые Божьи в эти ранние века были оставлены в неведении относительно Божьей воли об обязанностях перед Ним и благословениях, которые приходят в результате их исполнения. Библия говорит, что Его воля и постановления были известны людям еще задолго да закона, данного у горы Синай.
Суть этого первоначального откровения заключалась в трех основных требованиях:
1. Совершение жертвоприношений Богу: «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:3, 4).
2. Соблюдение дня покоя после шести дней труда: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:2, 3).
3. Приношение десятины: «[Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:20).
Внимательно читая Библию, мы можем увидеть косвенные указания на то, что данные постановления передавались устно из поколения в поколение и люди поступали согласно им, если они хотели исполнить Божью волю.
Например, Бог говорит об Аврааме как о том человеке, который передаст знание Его воли своим потомкам: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним» (Быт. 18:19). Авраам так и поступил. Иаков, давая обет Богу, обещает соблюдать принцип десятины: «и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22).
Когда обращаемся к закону, данному через Моисея, мы совершенно определенно и ясно находим, что десятина включалась в него: «И всякая десятина на земле… принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30). Бог оставляет за Собой в качестве Своего исключительного права, Своей собственности одну десятую часть из того, что Он дал нам.
Эта десятина шла на содержание священнических семей: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины» (Числ. 18:25, 26).
Отсюда следует, что финансовое обеспечение священнических семей не было оставлено на произвол, но Господь заповедовал народу обеспечивать их, принося в храм свои десятины. При этом от самих священников требовалось, чтобы они брали десятую часть от своей доли и отдавали это Господу. В этом правиле не было исключения.
Народ Израиля не всегда следовал путям Господним и соблюдал Его заповеди. Но каждое духовное пробуждение, которое Бог давал им, характеризовалось тем, что десятина упоминалась как одно из служений, которое обновлялось и восстанавливалось в народе.
Открывая последнюю книгу Ветхого Завета, мы видим, что Малахия показывает, как сильно отступил народ Израиля от заповедей закона Господнего. И среди всех обвинений, которые Бог предъявил Своему народу, было следующее: «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: `как нам обратиться?' Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: `чем обкрадываем мы Тебя?' Десятиною и приношениями» (Мал. 3:7, 8). Итак, удерживающие десятины от Бога рассматриваются как обкрадывающие Его. Бог обвиняет их в краже!
Десятина в Новом Завете
Бог определил то, сколько из нашего дохода должно отделяться для Него. Он очень ясно, с частыми повторениями, сказал об этом в ветхозаветных Писаниях, и в Новом Завете ничто не указывает на то, что Бог изменил или отменил этот принцип.
Сам Христос дал Свое одобрение десятине: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Христос не упраздняет десятину. Он ставит суд, милость и веру на первое место, но также распространяет Свою власть на принесение десятин. Следует обратить внимание на то, что Новый Завет подтверждает возможность использования ветхозаветного принципа, беря часть десятин для обеспечения служителей церкви: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13, 14).
Ударение стоит на слове «Так и…». Хотя слово «десятина» здесь не упоминается, но, исходя из контекста, на нее ясно указывается.
Далее, Павел учит коринфян принципу десятин: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:1, 2). Итак, что подразумевается под словом «отлагать»?
Совершенно очевидно, что здесь имеется в виду определенное предусмотренное дело, а не какое-то спонтанное действие. Говоря о том, что необходимо отлагать и сберегать, Павел косвенно указывает на то, что уже было когда-то сказано Богом: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем…» (Мал. 3:10). Вот куда должны быть принесены десятины и вот где они должны сберегаться.
Более того, слова о том, что отлагать нужно «сколько позволит… состояние», указывают на определенную долю от дохода. Не сколько подскажет чутье, а именно столько, сколько позволит состояние, т.е. давать определенную часть пропорционально доходу. Какая же пропорция, которая соответствует Божьей воле? Божий народ должен давать один и тот же процент от своего дохода, и единственный процент, который Бог когда-либо постановил в Своем Слове, – это десять процентов (десятина).
Необходимо также обратить внимание на еще один отрывок Писания: «Получающие священство из сынов Левиных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:5–7). В этой главе показано превосходство священства Христова (по чину Мелхиседека) над священством Левия, и одно из доказательств этого заключается в том, что Авраам, отец избранного народа, признал превосходство Мелхиседека, дав ему десятину.
Мелхиседек является прообразом Христа по трем направлениям:
1. В своей личности, объединив царя и священника.
2. В своем имени, где объединились праведность и мир, так как «Мелхиседек» означает «мир».
3. В том, что он провозгласил благословение на Авраама и принес ему хлеб и вино как воспоминание о своей смерти.
Не только Мелхиседек является прообразом Христа, но и Авраам также является прообразом всех нас, выступив в роли отца всех верующих. Он признал священство Мелхиседека.
В Послании к Евреям говорится о священстве Христа и нашем благословении от участия в нем, а также о наших обязанностях, связанных с этим. Тот факт, что Авраам отдал десятину Мелхиседеку, указывает на то, что Авраам, являясь отцом всех верующих, показал нам, своим детям, пример для подражания, отдав десятину Тому, прообразом Кого был Мелхиседек.
Итак, последний раз, когда десятина упоминается в Писании, она связывается напрямую с Самим Христом. Все промежуточные звенья убраны. В Ветхом Завете десятины приносили священникам, затем они относились в дом хранилища, но в последней ссылке в Писании десятина напрямую связана с Христом, показывая нам, что наши обязанности в данном вопросе напрямую восходят к великому Главе Церкви.
Если мы повинуемся Христу, мы должны приносить наши десятины в церковь. Десятина дается со всего дохода. На практике это означает десятую часть с выданной зарплаты, десятую часть с выращенного урожая (если он продавался, то десятину с вырученной суммы, если нет – десятую часть плодов, по возможности, отдать нуждающимся, проявив при этом рассудительность) и т.д. Родители также должны учить своих детей участвовать в данном служении в церкви.
Почему Бог назначил десятину?
Являясь нашим Создателем, Он желает, чтобы мы почитали Его одной десятой частью нашего дохода. Этим мы признаем Его господство над нами и то, что Он является Даятелем всего. Это подтверждение того, что все наши благословения идут от Бога и принимаются в уповании на Него.
Бог назначил десятину в качестве решения вопроса о зависимости от всякой финансовой алчности. Заповедь говорит нам: «Не желай...» (Исх. 20:17), Христос предупреждал Своих учеников: «Берегитесь любостяжания…» (Лк. 12:15). И десятина была дана Богом для того, чтобы избавить нас от жадности, чтобы она противостояла нашему природному эгоизму.
Кроме того, десятину Бог назначил для решения финансовых проблем, которые могут возникнуть при осуществлении труда для Него (например, создание новых поместных церквей, финансирование миссионеров, пасторов, помощь нуждающимся членам церкви и т.д.). Пока дети Израиля практиковали десятину, не было никаких трудностей в поддержании установленной Богом практики поклонения в храме.
Десятина также является тестом нашей веры. Давая десятую часть наших доходов, мы исповедуем, что доверяем Богу в наших земных делах. Более того, Он даже говорит нам о том, что мы можем испытать, не благословит ли Он нас после этого: «Принесите все десятины в дом хранилища… и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Мал. 3:10. Нам сказано дать Богу одну десятую часть наших доходов, а затем увидеть, позволит ли Он проиграть нам или нет. Бог никогда не остается должником!
Давая десятину, мы показываем окружающему миру реальное существование Бога и то, что Он правит этим миром. Это Божий вызов нашей вере. Если мы будем поступать так, то исполним Его волю и увидим, что Он изольет на нас «благословения до избытка».
Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.